Первый шаг в разведчестве

Организация ребят в разведчестве строится по возрастному принципу. Самые маленькие члены разведческой организации — ребята с 7 до 11 лет — объединяются в отряды «следопытов».

Чтобы ребенок мог стать следопытом, необходимо выполнить три условия:

  • ребенок должен уметь говорить на русском языке
  • ребенок должен быть здоров
  • родители или опекуны должны подписать заявление о согласии на то, чтобы их ребенок вступил в ряды следопытов.

Ребенок, который начинает посещать занятия следопытов («сборы»), не сразу становится следопытом. Первые 6-9 недель – заинтересованный следопыт еще не является членом отряда, не имеет права носить форму, не платит взносы. И только познакомившись с товарищами и разведческими обычаями, ребенок дает обещание кандидата в следопыты (нежнолапки):

«Я вступаю на лесную тропу и постараюсь стать хорошим следопытом»

Цель разведчества — дать детям возможность как можно лучше и полнее развивать духовные и физические силы согласно идейным основам разведчества. Это осуществляется посредством разведческой методики, приспособленной к детскому возрасту. Следопыты еще не являются разведчиками, а только готовятся ими стать. Цвет галстука следопыта – коричневый.

Воспитательные ячейки

Минимальная организационная часть отряда следопытов — ватага (шестерка) мальчиков или девочек. Две-четыре ватаги составляют отряд следопытов

Во главе ватаги стоит старший ватаги, назначенный руководителем. Старший ватаги помогает руководителю в разных заданиях — построение,  сбор взносов, проведение отдельных занятий в играх, уведомление членов группы о времени занятий.

Каждый отряд имеет свой знак – бунчук. Бунчук носит старший лучшей ватаги. Бунчук состоит из древка в 150 см. длиной, щитка национальных цветов с номером отряда под ним и лент под щитком. Ленты шириной 2 см. и длиной 25 см. вешаются по числу членов отряда и за каждое сданное испытание и специальность, по одной ленте за каждую. В случае ухода следопыта из отряда или перехода в отряд разведчиков, все полученные им (ею) ленты снимаются и передаются ему (ей) на память.

Методы работы

Следопыты готовятся быть разведчиками под руководством наставника. В форме игры они воспитывают характер, мышление, умственную и физическую ловкость.

Направление воспитательных действий и средства воспитания в отрядах следопытов:

  • пробудить любовь к Богу и чувство принадлежности к своему народу
  • пробудить чувство потребности образцового поведения и удовлетворения от добрых поступков
  • заботиться о здоровье и развивать соответствующую физическую ловкость
  • развивать эстетический и художественный вкус, художественно-творческую заинтересованность и идеализм
  • развить сотрудничество в группе: следование правилам в игре, справедливость, жизнерадостность, вежливость, личную и групповую дисциплину
  • побудить следопытов к творчеству и заинтересованности знаниями, развивать мышление
  • развивать навыки самостоятельности.

Формы работы: рассказы на соответствующую тематику, закон, обещание, песня, специальности следопыта, доброе дело, родиноведение, игры, жизнь среди природы, самодеятельные игры, сказки, детские спектакли, рукоделие, чтения книжек, труд для дома, посещение музеев и т.д.

Девиз следопытов: «Будьте лучше!». Следопыты приветствуют друг друга и своих наставников ответом «Приложим все силы!» и кличем «За Россию!». Салют отдается правой рукой, у которой большой палец, безымянный палец и мизинец сложены вместе, а указательный и средний — выпрямлены и раздвинуты. Выпрямленные пальцы символизируют любовь к Богу и России.

Новички имеют свое торжественное обещание:

«Обещаю любить Бога и Россию, слушаться старших и исполнять законы следопытов»

Законы следопытов:

1)  Следопыт любит Бога и Россию.

2)  Следопыт во всем молодец.

3)  Следопыт всех радует.

4)  Следопыт становится все лучше.

Еженедельные занятия отряда следопытов («сборы») — это основа всего воспитания следопыта. На них наставник пробуждает любовь к Богу и Родине, учит уважать старших. Следопыты учатся играть честно, помогать другим, завязывают узлы первой дружбы, которая часто ведет их в юношеский возраст.

Каждое занятие отряда имеет цель и тему. Программу составляет наставник, принимая во внимание возраст детей, ступени, специальности, время года, религиозные и национальные праздники или темы из ежедневной детской жизни.

Занятия проводятся по системе преемственности и последовательности. Задания, которые даются детям, обязательно проверяются в назначенное время; раз данное обещание  должно выполняться. Систематическая и постепенная подготовка программы занятий — основа работы со следопытами. Следопыты сразу познают себя — сживаются с собой, играют в простые игры и забавы, слушают сказки, а следовательно готовятся к сдаче на ступени и специальности: выполняют задания, участвуют в цикловых играх, узнают что-то новое благодаря специальностям и готовятся стать настоящими разведчиками.

Русское разведчество

129-й отряд скаутов-разведчиков ОРЮР