Зачем нужен скаутинг, если есть школа и семья?

Современные ученые и педагоги выделяют три основные воспитательные системы: семья, школа, церковь. Каждый из этих традиционных институтов в какой-то мере занимается воспитанием подрастающего поколения. Однако, как правило, ни одна из перечисленных систем не считает воспитание характера детей основной задачей.

А если и считает, то в современной России сталкивается с едва ли преодолимыми проблемами:

  • в силу общественных изменений современная школа отказалась от воспитания детей коммунистическом духе (октябрятские, пионерские, комсомольские организации были упразднены). Столь же четкой и ясной замены до сих пор не выработано, и это проблема не только школы, но и общества в целом: представления о добре и зле, о хорошем и плохом сильно размыты как у преподавателей, так и учеников. Как результат в современной России школа не ставит своей задачей заниматься воспитанием, вы не найдете ничего о воспитании учащихся ни в одном школьном уставе, а основная функция современной российской школы – образование. Воспитание происходит опосредованно, через обучение и общение в коллективе. При этом ниша остается не заполнена, что создает риск вовлечения в дурные компании, приобщение к вредным привычкам, употреблению наркотиков – трагично, но все это очень часто происходит в стенах современных школ.
  • Современная российская семья с трудом справляется с воспитательными задачами по следующим причинам: темп жизни мегаполиса оставляет очень мало времени на то, чтобы качественно уделить внимание ребенку; очень часто ребенок воспитывается одним родителем; старшее поколение все меньше участвует в жизни внуков; часто ребенок растет без братьев и сестер. Само русское слово семья («семь я») подразумевает наличие в семье не менее пяти детей, что веками обеспечивало гармоничное воспитание без специальных «инструментов». Сегодня вместо этого  единственный ребенок становится объектом повышенной заботы, гиперопеки, что развивает в нем эгоизм, инфантилизм, несамостоятельность.

Решение этих проблем волнует очень многих родителей и педагогов. В некоторых школах есть учителя-энтузиасты, пытающиеся доступными средства решать воспитательные задачи, где-то существует традиция ходить в походы. К сожалению, это лишь локальные «огоньки», у которых получается обогреться далеко не всем.

Подобные проблемы свойственны не только России и начались они не сегодня. Появление скаутинга на рубеже 19-20 вв. стало своего рода ответом на начавшиеся уже тогда изменения в обществе. Об актуальности этого ответа свидетельствует поразительно быстрое распространение скаутского движения по всему миру. Сегодня скаутинг, а для России — разведчество, является общепризнанной в мировом масштабе четвертой воспитательной системой.