Как мы бузили, боролись с махновцами и проводили продразверстку

На этот раз наш отряд отправился за 500 км от дома, в Вологодскую губернию.  Лагерь был посвящен теме гражданской войны, так что мы на всю неделю словно перенеслись на сто лет назад. Это был совместный лагерь дружин «Крутицкий вертоград» и «Череповец» — всего более 80 человек. И нам хочется столько рассказать!

1

Дорога и размещение

Ночной переезд и туда, и обратно всем доставил только удовольствие, и это несмотря на плацкарт и недорогие билеты. Лагерь располагался под Череповцом, вблизи Филиппо-Иррапского монастыря, туда добирались на автобусе меньше часа.

Весь день приезда мы были заняты обустройством. Мальчики поставили палатки рядом с гостевым домом монастыря, а девочки расположились в самом доме. Взрослые витязи и дружинницы сформировали лагерный круг. Он нужен для организации исторической программы и помощи в хозяйственном обеспечении жизни лагеря.

Сформировали 9 лагерных звеньев: 4 из москвичей и 5 из череповчан. Каждое звено по очереди выполняло дежурства: готовили еду (помогали на кухне), дежурили по территории, приносили воду, несли послушания в монастыре.

Завершился первый день песенным костром знакомств.

3

День второй: запускаем машину времени

На следующий день состоялось торжественное открытие лагеря, а потом — разные занятия по активитетам: мастерские по узлам, разведчеству, медицине, православию, истории.

А вот после обеда началось самое интересное — историческая программа. Наступил 1918 год, и теперь мы были петроградскими скаутами.  Мы в летнем лагере в Вологодской губернии — спасаемся от надвигающейся войны и голода.

Тут к нам приходит местный паренек и сообщает: с аэроплана сброшены листовки, но часть текста в них оказалась утеряна. Нужно найти эти листовки и собрать все части посланий. После успешных поисков оказалось, что это были агитационные листовки различных политических сил, действующих в России в июне 1918 года. Даешь плюрализм!

12

На тему гражданской войны беседовали и на вечернем костре, а еще —  готовили тематические точки (сценки). На сборе вожаков запустили межзвеновое состязание.

День второй и третий: от лирики до продразверстки

3 июля было посвящено русской поэзии начала ХХ века. Утром были занятия по активитетам, а во второй половине дня мы подготовили потрясающую сцену из жизни представителей искусства начала ХХ века. Поэтическим настроением был овеян и вечерний костер.

17

А вот на следующий день настроение у нас было боевое.  Утренние активитеты проводила артель кулачных бойцов «Буза» (Денис Антипов и Иван Овтин): это были игры (с гирями, поясами и другие), народные и боевые пляски и песни.

20

Интересно было узнать, что буза — это такой малоизвестный вид русского рукопашного боя. Это боевое искусство гармонично существовало в повседневной бытовой жизни крестьян северо-западной России. Оно включает в себя пляс, народные игры и неразрывно связано с культурной и духовной народной жизнью. Приемы и методики тренировок «Бузы» собираются и дополняются энтузиастами-этнографами. Кстати, рукопашный бой «буза» достаточно эффективен. Например, по результатам учебных боев с представителями традиционных видов борьбы, таких как бокс, артельщики «Бузы» одерживают регулярные победы.

А вот обед омрачился незваными гостями: в лагерь пожаловали красноармейцы, которые согласно декрету Советской власти провели продразверстку. С кухни были изъяты бананы и печения, приготовленные для обеда. Оставшись без бананов, печенья и солнца, после обеда мы смотрели документальный фильм по истории скаутского движения России в период гражданской войны. Аккомпанемент дождя оказался очень уместен.

21

 

День четвертый: смена власти

На утреннем построении лагерь захватили махновцы.  Арестовали руководителей, подняли на мачте зеленый флаг и агитировали за анархию. Разрешили брать любые продукты с кухни без спроса.

После тихого часа лагерь был захвачен красными, которые провели принудительную мобилизацию взрослых. Отказавшихся служить в Красной Армии было приказано расстрелять. Был зачитан приказ о запрете скаутского движения, после чего всем было предложено вступить в пионеры.

Наконец, на вечернем построении власть в лагере перешла к белым. Темой вечернего костра был объявлен девиз: «Не в силе Бог, а в правде».

27

 

День пятый и шестой: думаем и растем духовно

6 июля стало днем умственного и духовного труда. Утром нам предложили интересное и очень нелегкое задание: побыть в роли участника гражданской войны, белого генерала, и сделать выбор в пользу того или иного возможного решения, а потом еще и сравнить свой выбор с фактически состоявшимися действиями генерала.

А вечером, в канун Рождества Иоанна Крестителя, мы посетили вечернее богослужение в монастыре. Утром, в самый день праздника,  после утреннего построения, мы всем лагерем приняли участие в Литургии. После Литургии у нас в гостях побывал настоятель монастыря и историк отец Иов, который поделился с нами своими взглядами на период гражданской войны и ответил на вопросы.

29

После обеда всем новичкам предстояло испытание и сдать зачет на 3-й разряд. Разведчики тоже были при деле: те, у кого уже был 3-й разряд, сдавали испытания на 2-й или принимали испытания у новичков.

Темой вечернего прощального костра стали слова «Свет во тьме». Помимо обычной для наших костров программы, на костре состоялось завершение игры «Тайный друг», которая шла в течение всего лагеря.

Закрытия лагеря: грусть расставания и радость встречи

Утром состоялось торжественное закрытие лагеря. Начальник лагеря, скаут-инструктор Григорий Казаков, зачитал приказ о награждении отличившихся разведчиков и разведчиц. Также новички, успешно сдавшие испытания на 3-й разряд, дали торжественное обещание и вступили в ОРЮР.

30

После этого мы отправились в Череповец. Там до вечера мы разместились в епархиальном духовно-просветительском центре. В Череповце специально для нас в выходной день открыли два музея: бывшего губернатора Череповца, знаменитого купца Милютина, и известного художника Верещагина. Там для нас провели две очень необычные и интересные экскурсии.

Поздним вечером проводить нас пришли друзья из дружины «Череповец». Перед самым отправлением мы спели прощальную песню и крепко обнялись. Промелькнула стремительная ночь в поезде, и вот, на перроне Ярославского вокзала нас уже обнимают наши близкие.

* * *

Вот и все. Кажется, что позади три лагеря. Но нет, наверное, не позади. Они здесь, в наших сердцах, нашли свои укромные места в сокровищнице воспоминаний и живут, согревая сердца светом и добром.